г. Нижний Новгород,
ул. Костина, 2 офис 131
(правое крыло здания, 1-й этаж)

Телефон: 430-68-42.
E-mail: journ.nn@xmail.ru

Летопись о журналистах: Фёдоров Вячеслав Вениаминович

A A= A+
Фёдоров Вячеслав Вениаминович

Фёдоров Вячеслав Вениаминович


Родился 10 июля 1947 года в Чувашской АССР. Окончил Сормовский машиностроительный техникум в Горьком. Служил в Группе Советских войск в Германии. В областных газетах работает с 1969 года.

В 1969-1993 годах - литературный сотрудник, старший корреспондент, специальный корреспондент газеты «Ленинская смена».

В 1994-2004 годах - ответственный секретарь газеты «Новое дело», редактор издания «Антенна», обозреватель газеты «Нижегородский рабочий».

С 2004 по сей день - журналист газеты «Земля нижегородская».

Является автором более 20 книг по военно-патриотической тематике, краеведению, истории оружия. Биограф Валерия Чкалова. Заслуженный работник культуры РФ, пятикратный лауреат премии Нижнего Новгорода.

Проживает в Нижнем Новгороде.

 

Легенда продолжает странствие

 

Вячеслав Фёдоров в числе первых получил титул «Легенда нижегородской журналистики». В Союзе журналистов нашей области состоит более 50 лет. Публикации автора неизменно вызывают интерес читателей и высокую оценку товарищей по перу. Мастерство и масштаб личности поражают.

 

След на карте

Когда Вячеслав Вениаминович прочитает строки про масштаб личности, он, конечно, похохмит вволю. Скажет что-то вроде: «Вы меня масштабируете - значит, хотите разместить на географической карте, не иначе!» А мы ответим, что нас уже опередили, причём опередил сам автор. Трудно найти точку на карте страны, где бы не побывал журналист Фёдоров. Командировки по заданиям редакции и велопробеги со школьниками по местам боевой славы, участие в «Зарнице» и реконструкциях исторических событий, поиск погибших в Великую Отечественную войну земляков и организация патриотических акций - много случалось поводов отправиться в путь.

Главным итогом поездок он считает газетные материалы. Серии публикаций по военной тематике в молодёжном комсомольском издании «Ленинская смена» не раз становились победителями всесоюзных журналистских слётов. Конечно, Вячеслав работал над ними не в одиночку, газета - дело коллективное, но темы и способы подачи зачастую рождались именно у него. Причём такие, что доводилось брать первое место даже на слёте в городе-герое Волгограде, хотя местные журналисты, конечно, были уверены в своём успехе.

Впрочем, волгоградские участники искренне поздравили горьковчан. Военная тематика - дело святое, без обид.

События Великой Отечественной всегда в фокусе Вячеслава Вениаминовича. На протяжении десятка лет он ведёт в рубрику «Возвращённые имена» в газете «Земля нижегородская». Публикации вошли в пять томов одноимённой книги. Удалось вернуть из небытия многих и многих воинов, которые считались пропавшими без вести.

 

Если быть, то лучшим

Вячеслав Фёдоров – автор газетных публикаций, книг и альбомов о Валерии Чкалове. Журналисту удалось открыть многие малоизвестные факты из жизни нашего легендарного земляка. Эти эпизоды играют весомую роль в раскрытии личности великого лётчика и исторических событий вокруг.

- Отец Чкалова был мастером-котельщиком - рабочим человеком, - рассказывает Вячеслав Вениаминович. - В доме всё было сделано его руками. Он выписывал технические журналы, следил за инженерными новинками. Представьте, уже в те времена оборудовал паровое отопление. Естественно, оба подрастающих брата помогали - не случайно Алексей стал инженером, а Валерий вначале трудился кочегаром на пароходе, потом механиком в авиационной мастерской. Оба почитали отца и брали с него пример. Валерий отличался любознательностью. Если что-то не знал, то скромно затихал, и пока не узнает, о чём шла речь, не успокоится. Его учительница вспоминала, что занимался парнишка средне, но стоило сказать, что начал отставать по какому-то предмету, тут же всех нагонял. Когда, будучи уже взрослым, Валерий Павлович стал депутатом Верховного Совета СССР, воспринял это как обязательную дополнительную работу. За год депутатства выполнил больше двух сотен наказов.

Газета «Ленинская смена» в 1970-х годах выступила с инициативой проведения акции «Эскадрилья чкаловцев». Движущей силой выступал Вячеслав Фёдоров.

- Учиться летать Валерий Чкалов начинал в Борисоглебске, - продолжает он. - Здесь кавалерийскую школу перепрофилировали в лётную. Чкалов входил в первый набор. Шёл 1923 год, школа стала родоначальницей авиационного училища. Во времена правления Никиты Сергеевича Хрущёва, когда он занялся реформированием армии, училище закрыли. Вновь открыли уже в 1970-е годы. Училище носило имя Чкалова. В «Ленинской смене» возникла идея создать на его базе «Эскадрилью чкаловцев», состоящую из курсантов-горьковчан. Идею поддержал обком ВЛКСМ. С этого началось шефство комсомола над училищем и длилось 20 лет.

Кроме того, была организована заочная школа по подготовке лётчиков «Вам взлёт», - вспоминает автор. - В каждой районной комсомольской организации имелись списки ребят, поступивших в училище. Тогда же в учебном заведении формировался музей Чкалова, мы принимали в этой работе самое живое участие. Дело шло столь успешно, что в одной из горьковских школ был сформирован лётный класс. Его курсанты не только углублённо изучали авиационные предметы, но также прыгали с парашютом, а главное, учились навыкам управления спортивными самолётами. У Валерия Павловича была любимая фраза: «Если быть, то быть лучшим». Заметим - не первым, а лучшим. Он никогда не верховодил среди лётчиков, хоть его и считали первым. Начинающие пилоты из «Эскадрильи чкаловцев» стремились подражать ему не только в лётном мастерстве, но также в человеческих качествах.

 

Не сказка - сказ

Ещё один интерес журналиста - краеведние. Вячеслав Фёдоров нередко балует читателей газетными публикациями по этой теме. Книги тоже выходят. В числе самых известных - альбом о старообрядчестве «Керженские тайны», который переиздавался несколько раз. Книги «Нижегородская домовая резьба» и «Сказ о Самовар Самоварыче, или Путешествие к чайным истокам» признаны лучшими на федеральных творческих конкурсах. «Сказ» отмечен в номинации «Увлекательное краеведение», что, по признанию Вячеслава Вениаминовича, особо греет душу.

- Каждый пишущий человек должен стремиться подать материал увлекательно, - уверен он. - Это уважение к читателю.

Приведём фрагмент из книги в подтверждение:

«Нашему уважаемому Самовар Самоварычу выпало много дальних дорог, и не только мирных, но и военных Как же без него наладить хоть маломальское подобие жилья. Есть самовар - и на душе веселее, а к нему ещё гармонь… Мечта!

В Государственном историческом музее хранится самовар-бочонок. Принадлежал он самому Михаилу Илларионовичу Кутузову. Любил полководец вкусить чайку, и самовар был всегда наготове. Под мерный шум кипящей воды диктовал он письма своим генералам, а иногда и собирал их на чаёк после очередного совета».

Ну ведь и вправду увлекательно.

Вячеслав Фёдоров до совершенства отработал способ подачи материалов в виде реконструкции событий. Что интересно, автор умудряется восстановить не только фактическую сторону, а даже настроение, атмосферу.

Как Вячеслав Вениаминович пришёл к такому стилю? Чтобы ответить на вопрос, надо заглянуть на несколько десятков лет назад.

 

Родом из детства

Детство Вячеслава прошло в чувашском посёлке Вурнары. Главным предприятием там считался химический завод, куда направляли инженерно-технических работников из Москвы. Столичные специалисты приезжали семьями. У детей были настольные игры, конструкторы, диапроекторы - в общем, разные штуковины, которых вурнарская ребятня не видывала. Однако Вениамин Владимирович Фёдоров считал, что у его детей Вячеслава и Ольги тоже должно быть всё самое лучшее.

Вениамин Владимирович работал начальником лесоустроительной партии. Всё лето пропадал в лесах, зимой же доводилось бывать по делам в Чебоксарах, Горьком, Москве. В одной из таких командировок отец приобрёл диапроектор. Радости сына не было предела. Как человек общительный, он решил порадовать друзей. Вскоре у Фёдоровых собиралась вся местная ребятня на просмотр слайдов. И до того Славе понравилось игра в «кино», что возникла мечта стать оператором.

Позднее научился управляться с киноаппаратом. Мечта проступила ещё явственней - хорошо бы работать оператором документальных фильмов. Жизнь распорядилась несколько иначе, но не так чтобы сильно. Вячеслав окончил Сормовский машиностроительный техникум, отслужил в ракетных войсках и пришёл… в журналистику. Тяга к достоверному изложению событий осталась - вот почему он любит подавать материалы в форме реконструкции.

Уж не знаем, много ли потеряла кинодокументалистика в лице юбиляра, но газетное дело точно выиграло. К слову, легенде доводилось управляться с кинокамерой - получалось очень даже неплохо.

У него всегда в кармане набор ручек. Когда общаемся в редакции, Вячеслав непременно найдёт повод сопроводить свой рассказ рисунком. Изобразить может что угодно - от схемы воздушного боя до устройства самовара. Это стремление тоже с далёких времён - отцу приходилось много чертить по работе, Слава мотал на ус.

Он предпочитает сдавать материал в газету, что называется, под ключ. То есть, не просто подготовить заметку и подобрать снимки, а ещё расчертить макет страницы.

Всё же прав был Антуан де Сент-Экзюпери, когда сказал в «Маленьком принце», что все мы родом из детства.

 

За воспитанием - в лес

Как мы уже говорили, Вениамин Владимирович, отец Вячеслава, всё лето пропадал в лесах. Дома с детьми оставалась мать Таисия Владимировна. Она понимала, что подрастающему Славе требуется отцовское внимание. Когда глава семейства бывал наездами дома, говорила: «Надо тебе сыном заняться». Вениамин Владимирович отвечал: «Собери его, возьму с собой в лес».

Так Вячеслав приобщился к кочевой жизни. Научился засыпать под писк комаров в палатке, готовить уху на костре. Видимо, тяга к путешествиям у него тоже с тех времён. Он по сей день способен быстро осваиваться в походных условиях.

Путешествовать приходится не только по городам и весям. Ещё - по новым темам, по подшивкам старых газет в библиотеке, по электронным архивам. Легенда нижегородской журналистики продолжает странствие, а вместе с легендой - мы с вами.

 

Александр СИНИЦЫН.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.