г. Нижний Новгород,
ул. Костина, 2 офис 131
(правое крыло здания, 1-й этаж)

Телефон: 430-68-42.
E-mail: journ.nn@xmail.ru

Летопись о журналистах: Цирульников Александр Маркович

A A= A+
Цирульников Александр Маркович

Цирульников Александр Маркович


Заслуженный работник культуры РСФСР

Почетный гражданин Нижегородской области

Александр Маркович Цирульников родился 3 сентября 1937 года в городе Николаеве УССР. После эвакуации с 1941 года живет в городе Горьком - Нижнем Новгороде. По окончании историко-филологического факультета Горьковского государственного университета им. Н. И. Лобачевского  в июне 1962 года  принят корреспондентом в штат Горьковской студии телевидения.  С  1987 года по  1998 года был собственным корреспондентом Гостелерадио СССР и РГТРК «Останкино» в Нижегородской области, с 1998 года - старший редактор и ведущий программ ГТРК «Нижний Новгород».  В разные годы его  гостями и собеседниками были космонавты, известные артисты, спортсмены, политики, музыканты. А.М. Цирульников – автор двадцати книг стихов и прозы, изданных в Нижнем Новгороде и Москве. Член Союза  журналистов  России, член Союза писателей Российской Федерации. Награжден орденом Дружбы (2011),  орденом  Нижегородской области «За гражданскую доблесть и честь» 3 степени (2007),  медалями. Многократный лауреат Премии города Нижнего Новгорода (1995, 2002, 2005, 2007, 2011 годы), лауреат других премий: Пушкинской премии Нижегородской области (1999), Нижегородской областной литературной Премии им. А. М. Горького (2003), Нижегородской областной литературной премии «Болдинская осень» (2008).    

Ушел из жизни 28 января 2023 года.

ЛИНИЯ ЖИЗНИ: СЮЖЕТ ЗА СЮЖЕТОМ…

 «Нужно чаще менять профессию, занятия менять – это только на пользу»… Время от времени  слышу я такие высказывания от молодых людей, которые, по их собственному выражению, «ищут себя», выбирают жизненный путь… И думаю о том, как повезло тем, кто профессию свою сделал делом всей своей жизни, выбрал – и навсегда… Таких людей в моем поколении немало…

Имя журналиста Александра Цирульникова знакомо большинству нижегородцев… Изо дня в день, из года в год он рассказывал с экрана о самых главных событиях в жизни города и области. Рассказывал так, что слушали его и земляки, и вся страна.

Новостная журналистика – это тяжелый и системный труд. Полдня, а то и день – на съемку, потом – монтаж и озвучание… В результате в эфире может оказаться сюжет в полторы-две минуты, в которые профессионал должен «уложить»  судьбу человека, выявить главные черты характера, показать масштаб решаемых проблем… Плюс – специфика так называемых официальных мероприятий, когда картинка довольно однообразная, а очень нужно объяснить, что привнесет в нашу жизнь то или иное принятое решение, как оно изменит её… Объяснять ситуацию, анализировать процесс – всегда сложно, это высший пилотаж в журналистике.  Работу свою журналист Цирульников выполнял виртуозно… А  еще как-то так получалось, что в этот момент рядом с ним  всегда оказывались люди значимые и авторитетные, готовые в ответ на четко сформулированный вопрос дать ответ – обстоятельный  и аргументированный.

Все, кто был хорошо знаком с Александром Марковичем, говорили о нем, как об уникальном собеседнике, блестящем, как принято иногда теперь говорить, коммуникаторе.  В беседах с ним и руководители самого высокого ранга, и впервые выходившие в эфир люди, чувствовали себя уверенно и свободно…

Самая маленькая единица в структуре телевизионной программы – сюжет: небольшая история, объединенная одной темой, одной проблемой, одним героем.

И воспоминания, которыми поделились коллеги, много лет проработавшие на Горьковском-Нижегородском телевидении с Александром Марковичем,  складываются в такие вот сюжеты, где речь идет о профессии и профессионализме, о дружбе и умении эту дружбу сохранять, о смысле жизни, наконец…

Совсем недавно мы простились с Александром Марковичем, но истории, рассказанные его коллегами по студии телевидения и друзьями, предваряют строки из воспоминаний и стихов телевизионного журналиста, публициста, поэтаАлександра Марковича Цирульникова.  

Сюжет первый: О ПРОФЕССИИ  / ПУТЬ  В  ПРОФЕССИЮ

Александр Цирульников, журналист и писатель, почетный гражданин Нижегородской области, заслуженный работник культуры РФ:

 « В редакции информации, где готовятся ежедневные выпуски телевизионных новостей, каждый день – главный! У нас, как на автозаводе, поточное производство: только сегодняшний выпуск закончился, а  уже надо приниматься за завтрашний. Не приходится долго радоваться своим удачам или огорчаться от неудач: некогда,  новая работа поджимает. Утром мы приходим в студию раньше других: нужно ехать на киносъемки. Летом мне даже нравятся ранние выезды.  Садишься в только что помытую снаружи и изнутри прохладную машину – наш съемочный «уазик». На брезентовой крыше капельки влаги. Как-то так сложилось: редактор впереди сидит рядом с шофером, а кинооператор со своей техникой сзади, там же и осветитель, запихавший под сиденье свои чемоданы с фонарями. Если ехать далеко – в районный городок, в село какое-нибудь, - то в дороге порой и подремлешь… Примерно к двум часам дня съемочные группы  возвращаются в редакцию «с добычей». Все спешат: оператору нужно срочно сдать пленку в проявку, корреспонденту – срочно «отписаться», что на телевизионном жаргоне означает написать текст, комментарий к тому, что снято. По этому тексту  будет после проявки смонтирована кинопленка. Звонят телефоны. Их у нас в комнате  четыре. И самое страшное, когда они заголосят все сразу. И несколько глоток одновременно сотрясают воздух»… («Это могло быть только в прямом эфире». Из книги «Белинского, 9а, с.209-210)

Назарий Зелёный, директор филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Нижний Новгород»:

Александр Маркович всегда смотрел  через призму позитива на любую проблему … Это какая-то уникальная история… И потом, когда я искал для себя объяснения, почему мне так симпатично то, как он это делает (я сейчас  только про телевизионную журналистику говорю, а ведь у него еще была и писательская деятельность), то понял: даже в какой-то сложной хозяйственной проблеме он искал позитивное начало…

Помню,  как лет 15 назад мы делали  фильм про эхо арзамасского взрыва (это про 1988 год, 4 июня, тот самый взрыв на Арзамасе-1)  и пересматривали  архивы того времени…  Александр Маркович  тогда интервьюировал самых разных людей (он ведь практически был там в этот  же день и делал материал  для программы «Время»). И даже в той трагедии, которая случилась у арзамасцев, давалась в его материалах какая-то надежда на то, что будет и помощь оказана, и все находится под вниманием и контролем  (я имею ввиду людей пострадавших),  и будет найдена причина произошедшего обязательно…

И, конечно, он всегда «вгрызался» в любой материал, в любую в личность…

Меня вообще поражает его история о том, как он оказался в новостях.  Я вспоминаю, как он рассказывал, что Лев Баринов, который тогда был первым главным редактором тогда, как я понимаю,  информационным или общественно-политическим вещанием, когда они пришли на телевидение вместе с Юрием Адриановым, сразу сказал Цирульникову: ты пойдешь работать  в новости… Ведь и Александр Маркович, и Юрий Андреевич в то время уже писали стихи, были известны как поэты, имели определенный интеллектуальный запас, но как-то  этот руководитель мог именно в Цирульникове вдруг разглядеть талант журналиста-новостника… И, действительно,  он был настоящим новостным журналистом, авторитетом, который по большому счету, наверное, сделал себя сам…

И еще хотел бы отметить, что он обладал уникальной интеллигентностью и тонкостью во взаимоотношениях с людьми: за многие годы даже где-то «за кулисами»  я не слышал о нем какой-то негативной или хотя бы нейтральной оценки…

Рогнеда Шабарова, главный редактор передач для детей и молодежи, заместитель председателя Горьковского комитета по ТВ и РВ (1957-1988).

Он любил людей, умел искать таких людей, которым под силу было решать непростые задачи, радовался, если они ему на пути встречались… И когда он таких  встречал, ему обязательно нужно было рассказать о них не только в сюжете или программе, но и коллегам своим, в других редакциях рассказать – он часто и к нам в редакцию с этими рассказами заходил… Это был человек с потрясающим зарядом оптимизма: он хотел видеть людей именно  так и показать их такими. Ему всегда было приятно рассказывать о хороших людях – и он делал это вдохновенно: радовался жизни, радовался встречам с интересными людьми, радовался их успехам и тому, что они делали добро для других… Колхозники и руководители хозяйств в жизни и в его сюжетах по-настоящему любили свою работу, мастерам по плечу было выполнение самых сложных заданий… Из новостных сюжетов вырастали портреты… Он становился своего рода передатчиком  этих жизненных установок…

 

Сюжет второй: ЕСЛИ ТЫ - ПРОФИ

Александр Цирульников.  Фрагмент стихотворения «Новость», 1962г.:

 «Вы слышали: я редактор  / Выпуска «Новостей».

Для вас я припас на завтра / Много хороших вестей.

Я всё узнаю раньше! / Труд мой – сама поэзия.

Предвижу радости ваши, /Трудности и победы я.

Вы знаете, что завтра будет? / Скажу без лишнего вздора вам;

Я кое-что слышал, люди, / Всё будет очень здорово!»

 

Назарий Зеленый:

Если говорить о профессиональных чертах Александра Марковича, то это, прежде всего,    любознательность и неравнодушие… причем я с ним  непосредственно общался примерно последние лет 25… и он к этому времени был не просто состоявшимся журналистом, но он был гуру, и при этом в нем всегда проявлялась человеческая простота: он себя никогда никуда не превозносил и был контактен, независимо от того, кто был с ним рядом – начинающий журналист-стажер или руководитель… Но самое главное в его внутренних установках (и я еще раз повторю) -  это любознательность и неравнодушие,  две его ключевых компетенции, если современным языком говорить, которые легли в основу его профессиональных подходов как состоявшегося журналиста.

И еще меня всегда поражала его память – на мой взгляд, она была просто феноменальная. В силу того, что у нас профессия этого требует, мы многое помним… Но всегда удивлялся: у журналиста в новостях каждый день новые люди, новые знакомства, новые события – как можно помнить досконально какие-то цифры, имена-отчества людей, какие-то географические данные – это была фантастика…

У нас в последние лет 10-15 лет вестёвцы наши постоянно прибегали к его помощи: делают, например, материал про любой район области и в этом материале необходимо  учесть какую-то историческую, краеведческую составляющую – и они знали, что всегда могут  позвонить АМ,  и он точно скажет, кто был председателем колхоза, какие звания этот человек имел (один раз он получал звание Героя Соцтруда или дважды, сколько руководителей у хозяйства было и чем они знамениты – фантастика просто какая-то… Притом, что он не брал паузу   - дайте я посмотрю или уточню, а сразу давал ответ…  у него это было в каких-то ячейках памяти-  и он легко эту информацию доставал… Откуда такая способность? Возможно дар Божий…

Елена Шляхтич, режиссер Нижегородского телевидения (1980- 2020)

«Непридуманные истории» - так называлась программа, над которой мне посчастливилось работать вместе с Александром Марковичем. Именно посчастливилось…

Он меня буквально покорил своей добротой.  Честно сказать, в нашей среде, весьма конкурентной, живущей в жестком  ритме и напряженной обстановке мало таких людей.

Покорял (и не только меня) энциклопедическими знаниями и потрясающей памятью: он прекрасно знал поэзию, музыку...много всего знал и помнил… о своих героях он знал все, огромное количество деталей.  Может, поэтому он был необыкновенным рассказчиком…

Из профессиональных качеств отметила еще бы его дотошность: многие журналисты ограничиваются эмоциональными оценками, а у него на точность материала работала каждая деталь, каждый аргумент.

Удивляло и радовало отношение к нему тех, кого он приглашал для участия в программах – уважение, доверие этих людей – как-то складывалось так, что они сразу ему открывались…Иногда мне казалось даже, что он  даром гипноза обладает ))) Как режиссеру, мне всегда было интересно наблюдать, как у него отношения с героями складываются

Назарий Зеленый:

Я помню, как лет 16 назад мы начали готовиться к юбилею горьковского телевидения, и было однозначно понятно, что  Александр Маркович должен быть в нашей команде. Меня поразила тогда история с блокнотом для автографов, которые он собирал всю жизнь. Он  принес его (причем, принес не сразу)  и говорит: «Слушай, я ведь не заберу его куда-то… да,  пожелания эти писались для меня… но и не совсем  для меня»… И вот тогда у меня возникла идея отсканировать наиболее  яркие и интересные эти автографы и из них создать панно, которое сейчас является доминантой в музее нашего горьковского телевидения…  Когда я стал внимательно эти записи изучать, то спросил у него: «Александр Маркович, обычно, когда подходишь к какому-то известному человеку и просишь его об автографе, то чаще всего в результате получаешь  подпись с какими-то краткими пожеланиями… А я тут вижу другой подход… Возможно, был какой-то посыл, какой-то вопрос, с которым вы к человеку обращались?»… И он мне отвечает: «Да, ты попал в точку… Я всегда просил их написать, что они думают о современном телевидении… тем более, сама история этих автографов началась в 60-ые году – и тогда телевидение  было НЕЧТО  для всех – и для тех великих, которые оставляли эти автографы, и для зрителей, которые знакомились с телевидением и его возможностями»…

И вот этот вопрос «Что вы думаете о телевидении», который он адресовал великим людям – и их ответы…  И  дальше мы получили, с одной стороны, срез понимания того, как к телевидению  относились  в то время, а, с другой стороны, -  мостик в сегодняшний день, потому что многие ответы звучат и сейчас актуально, хотя и с некоторой долей иронии… Помню, автограф Ролана Быкова «Я не скажу мнение о телевидении. Это ведь немного о себе, а о себе я плохое скрываю…»  Еще очень яркий автограф великого циркового артиста, которого называли «солнечным клоуном» Олега Попова: отвечая на вопрос о роли  телевидения в жизни, он написал: «В один миг можно стать героем, в один миг можно потерять всё…»

Кстати это говорит и о сегодняшних  возможностях и влиянии телевидения и тогда, и сейчас, несмотря на то, что в нашу жизнь ворвался интернет, но телевидение  не потеряло своего влияния благодаря достоверности и объективности информации.

Он мне часто повторял: телевидение может все, телевидение  может все… и  рассказывал мне историю, произошедшую в самом начале его творческого пути,  о том, как женщина искала свою дочь, которую потеряла в блокаду … и как вся редакция переживала эту ситуацию… Меня поразило, как тогда в поиск этой девушки включилось горьковское ТВ, десятки и сотни жителей города…И ведь самое главное – результат поиска был ожидаемым, хотя женщина приехала от бессилия и не понимала, сможет ли найти свою дочь…

И сейчас, в 21 веке, к нам иногда люди приходят как в последнюю инстанцию. И сейчас, когда мы с молодыми журналистами разговариваем, я повторяю, что все мы должны быть привитым прививкой неравнодушия, понимать, что  порой решение проблем одного человека может дать шанс, надежду  другим…

 

Сюжет третий: О ДРУЖБЕ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Александр Цирульников. Из поэмы «До свидания!», сб. «Моя тревога», 1966

«Мы произносим «до свиданья», / когда пора сказать «прощай»!

Садимся в поезд иль в трамвай, /нас разлучают расстоянья.

Вся жизнь – то встречи, то утраты, / мелькают лица, как в кино.

Вчера лишь встретились, а завтра / нам расставаться суждено»

Рогнеда Шабарова:

Он умел быть очень хорошим другом… С первых студенческих лет сохранил теплые дружеские отношения с Юрием Адриановым. И на телевидение они пришли практически вместе – в 1962 году, и вместе работали в новостной редакции. Потом Адрианов перешел в молодежную, где основным направлением  его работы  стали краеведческие передачи, а  Цирульников в редакции информации проработал все годы… На мой взгляд, Александр Маркович до последнего момента эту дружбу сохранял, приходил на помощь в трудные минуты, был у Адрианова в больнице в последние часы жизни Юрия… Их объединял интерес к краеведению, к истории города и страны… Юрий Адрианов заразил его этим интересом и сумел этот интерес передать…А еще - преданность студенческой дружбе (жизнь прожили рядом, как настоящие друзья),  равный уровень интеллекта, глубокая духовная связь, которая была необходима и тому, и другому - они оба нуждались в этом…

Или вот еще один пример. Александр Маркович много лет дружил с Антоном Петровичем Бринским… Судьба этого человека его в свое время потрясла: боец ЧОН, который участвовал в борьбе с бандитизмом, служил в Красной Армии, был разведчиком, возглавлял партизанский отряд, Герой Советского Союза… Его биография не могла не произвести впечатление на молодого журналиста, поэтому  он сделал немало сюжетов и программ, которые рассказывали об Антоне ПетровичеМолодой с горящими глазами журналист вызвал доверие у героя -  и герой ему ответил приязнью… их общение продолжалось долгие-долгие годы… И даже после того, как Антона Петровича не стало, Цирульников продолжал дружить с его сыном… И уже тогда  проявилась эта очень важная для журналиста черта – он  не забывал героев своих программ, поддерживал с ними контакты долгие-долгие годы…

Иногда я думаю о том, что, возможно, и судьба самого Александра Марковича  способствовала интересу к судьбе героя: Бринский освобождал Западную Украину, а на судьбу Цирульникова война тоже большое влияние оказала:  совсем ребенком он вместе с родителями был эвакуирован в Горький из Николаева (тут жили их родственники)…  отец работал на судостроительном заводе, был призван на фронт, воевал  - и в какой-то момент пришла информация, что он пропал без вести… На самом же деле он был ранен, и его эвакуировали в госпиталь, в Среднюю Азию… Всё это время Цирульниковы жили в большой семье вместе с родственниками… может, отсюда его почти трепетное отношение к родственным связям… И то, что пережили его мать и отец, конечно же, отразилось и в его характере,  и в творчестве…

 

Виктор Харламов, друг студенческих лет, сотрудник, а затем директор Государственного архива Нижегородской области до 2013 г.:   

Истфил – это братство… Память об этом хранят наши песни, знакомые выпускникам самых разных лет: «На заре в сентябре / Догорает багряное лето…/  Я иду в тишине  / До любимого факультета. / Где б ни жил под луной, / В экспедициях где бы ни шлялся, /Я всегда, как домой, / На родной факультет возвращался…/ Вот окончим мы вуз, / Ждут нас школы, газеты, журналы,/ А придет первый курс, / Все опять повторится сначала».

 История его создания возвращает меня  в 50-60-е годы прошлого века, в страну студенческого торжества, когда ярчайшим запевалой на историко-филологическом факультете университета им. Лобачевского выступал Александр Маркович Цирульников, всеми любимый Саша. Песня – на известный мотив М. Бернеса, теплее не бывает. Одна из лучших и известнейших песен НЭТа – театра, который родился в конце 50-х годов на истфаке.  Недавно вспоминали, как писали тексты наших песен… Кто-то (Цирульников, например) пишет на доске первую строчку… И тут же подключаются остальные – в общем, коллективный труд…

Как сейчас помню студенческое собрание в одной из больших аудиторий факультета. Обсуждалась проблема художественной самодеятельности – организация  концерта, чем всегда особенно славились филологи и историки. Встречу открыл Саша Цирульников -  к этому времени  уже признанный  вожак истфаковской комсомолии.

- Ребята, надо дать концерт!

«НЭТ!», - почему-то скандировал зал, удивляя многих приглашенных: «НЭТ!», «НЭТ!».

Но «НЭТ» - это, оказывается, не «НЕТ»… «НЭТ – это то, что у нас ЕСТЬ! НЭТ – это Наш Эстрадный Театр», - так  тогда впервые шуточно презентовал вновь появившийся коллектив Саша Цирульников.

 Команда сложилась заранее. В ней ещё участвовали Евгений Филатов, Леон Флаум, Всеволод Грехнев, Валерий Шамшурин, Юрий Адрианов, Александр Щетинин, Владимир Китаев, Виктор  Харламов, Яков Фридман, Евгений Федотов, позднее - Александр Белявский, Евгений Молев и другие. Выступали в районах Горьковской области. В репертуаре, естественно, доминировала поэзия широкого профиля, но и проза не отставала.

Помню поездку в    Тоншаево, где в школе работал выпускник истфака Анатолий Вострилов. И блестящий экспромт Саши Цирульникова в адрес коллеги Вострилова:  «Хоть дни поэта очень нелегки, не сменит он поэзию на прозу, и в Горький повезут грузовики его стихи растянутым обозом».

НЭТ с первых представлений стал пользоваться у всех колоссальной популярностью. На сцене воссоздавалась жизнь факультета как есть. Запомнились спектакль «Сотворение истфака», новогодние  представления, сценки, связанные с учебными кафедрами, фольклорные экспедиции. И Саша был в центре - очень удачно, например,   он копировал Василия Михайловича Потявина, руководителя фольклорных экспедиций:          «Потявин в Низовку пришел»

…Его улыбкой залита, деревня вся в смятении,

 Фольклор - не тихая вода, - научное течение.

С Г.В. Красновым каждое лето группы студентов ездили в толстовское имение, в Ясную Поляну. Нэтовцы, естественно, коллективно сочинили веселый шарж:

«На ясненькой поляночке, пуская сизый дым,

Сидел Краснов на лавочке, беседовал с Толстым…»

С первого исполнения стал любимым факультетский гимн - лучшая память о НЭТе - на мотив известной песни «Я люблю тебя, жизнь!».

Я люблю свой истфил, / Что само по себе и не ново!/ Я навек полюбил / Дорогого декана Орлова!/  Я умею дружить / Даже с юсами, даже с ерами./Я люблю тебя, жизнь,/ Шепчем мы, уходя на экзамен….

Это, конечно, только фрагменты, но в памяти старших поколений гимн истфака и его авторы остались навсегда.

Что нас c Сашей объединяло все эти годы? Ну, во-первых, каждый из нас по-своему был увлечен историей – историей страны, историей Нижнего… Во-вторых, что-то, я бы сказал, на генном уровне, такой код своеобразный объединял – через отцов наших, наверное, передался: его отец воевал в Великую Отечественную, мой на литейном производстве работал на помощь фронту, бригадиром фронтовой бригады литейщиков был… Еще мы оба, если можно так сказать, родными дорожили: у Саши было особое чувство к пожилым родственникам… Мы после демонстраций частенько к нам в дом приходили – мама всегда пироги пекла... потом песни военные пели…  У нас бабушка очень старенькая была, так Александр ей всегда помогал  к столу выйти, пела она вместе с нами… Мы оба вообще  эти песни любили – и времен гражданской войны, и Отечественной…  Вообще отношение к войне у нас особое… и к тому,  как  наши родные в ней участвовали… Когда Саша над циклом программ «Непридуманные истории» работал, большое событие произошло: поисковики в Синявинских болотах (их иногда и Синявинскими высотами называют) нашли фляжку, на которой было гвоздем нацарапано "Харламов Владимир Васильевич», рядом лежал еще котелок и ржавый ножик перочинный… У меня три дядюшки были – и про этого почти никакой информации не имели еще со времен войны… И вдруг – такое… Он мне говорит: «Давай обязательно передачу сделаем – нужно имена защитников возвращать»… И мы сделали эту программу, и имя дяди, можно сказать, увековечили… И еще в памяти храню нашу общую работу, когда для центрального телевидения мы большую программу готовили, в которой были представлены уникальные материалы – особо ценные документы, связанные с историей Нижегородского края. 

Вот, пожалуй, ответ на вопрос, почему все эти годы мы вместе…  Рядом с ним  многие  по жизни шли: он к себе людей как-то особо располагал – и они к нему были расположены… 

 

Сюжет четвертыйВМЕСТО  ФИНАЛА 

Елена Шляхтич, режиссер Нижегородского телевидения:

Его всегда окружали его герои – где бы он не появлялся, всегда рядом возникали люди, о которых он когда-то рассказывал… и встречи были эти радостными и искренними…

В последние годы, когда здоровье уже начало подводить, он продолжал работать в команде, бОльшую часть которой составляли молодые ребята.  И было трогательно наблюдать, как его эта молодежь воспринимала – внимательно, уважительно. Он их просто покорял своим юмором, историями, которые вспоминал по ходу. А такое отношение молодых  нечасто встретишь в нашей жизни.       

Многое вспоминается… но один момент – особо… Однажды он подарил мне книгу стихов…  И я, вроде как мимоходом и даже слегка иронично, спрашиваю: «Ну, у Вас-то, наверняка, любимый поэт – Пушкин»…  Он на мгновенье только задумался – и говорит так раздумчиво: «Пушкин – ну да, конечно… Но самое любимое стихотворение – у Блока»… И сразу прочел:

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне,-

Быть может, юноша весёлый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство - разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь - дитя добра и света,

Он весь - свободы торжество!

 

Знаете, мне кажется, что строки эти ему действительно были близки по внутреннему настрою… И он так жить хотел… и жил…

 

*   *   *

Мои собеседники в беседах наших много говорили о том, что им близко – о современном телевидении.  Профессиональный опыт журналиста Александра Цирульникова и его преданность профессии – достойный пример для тех, кто сегодня и сейчас ТВ развивает. Журналист регионального телеканала оказывается ближе к своему зрителю, он «свой», он понятнее и доступнее, обладает большим доверием. Но и у российских зрителей материалы Александра Цирульникова вызывали большой интерес, потому что в центре сюжетов становились люди по-настоящему достойные, и события – по-настоящему масштабные. И потому что рассказывал обо всём этом - профессионал…

В памяти коллег хранится немало сюжетов – серьезных и забавных, но всегда напоминающих о том времени, когда все они были вместе

Кто-то из другого, но тоже ближнего круга Александра Марковича  может рассказать о том, как он работал над своими книгами – их за свою жизнь  он написал два десятка, поэтических и публицистических… И его преданность семье, которая все эти годы была для него надежной опорой, обязательно станет поводом для воспоминаний близких … В общем, каждый, кто его знал,  будет хранить в памяти своей  собственные сюжеты для небольших рассказов …  

Из таких вот сюжетов и выстраивается линия жизни   почётного гражданина Нижегородской области, заслуженного работника культуры РФ Александра Цирульникова. Жизни  наполненной, достойной и значимой, главной  составляющей   которой была профессия, выбранная нашим коллегой  раз – и навсегда… 

Вместе с коллегами вспоминала Наталия Скворцова

 

P.S. Фрагменты воспоминания и стихов А.М. Цирульникова цитируются по книгам «Белинского, 9а», Н. Новгород, «Деком», 2007 и «Моя тревога», ВВКИ, 1966

Материал был опубликован в журнале "Нижний Новгород" (№ 2, 2023)