Общественная коллегия по жалобам на прессу - независимая структура гражданского общества, осуществляющая саморегулирование и сорегулирование в сфере массовой информации.
Коллегия рассматривает жалобы аудитории средств массовой информации на нарушение профессиональной этики журналиста и медиаэтики. Первой и главной практической задачей Коллегии является внесудебное разрешение конкретных информационных споров.
К компетенции Коллегии относится рассмотрение информационных споров, связанных с нарушением принципов и норм журналистской этики или, а также затрагивающих права человека в сфере массовой информации.
Принципы, на которые опирается коллегия, цели, которые она преследует, нормы и правила, которыми руководствуются члены Коллегии, принимающие участие в рассмотрении информационных споров, изложены в Уставе Общественной коллегии.
В числе целей Коллегии - формирование культуры честной журналистики и утверждение свободы массовой информации в России.
Структура Коллегии
Коллегия, образованная в 2005 году, состоит из двух палат: Палаты медиа-сообщества и Палаты Медиа-аудитории ; численность каждой - 25 человек.
Ротация членов палат в соответствии с Уставом Коллегии происходит один раз в пять лет путем выбора нового состава членов Коллегии. Кандидаты, выдвигаемые в члены палат заинтересованными некоммерческими организациями и попадающие т.о. в избирательные списки, проходят через сложную систему рейтинговых голосований, в которых участвуют все эти организации.
Каждая палата путем тайного голосования избирает из своего состава председателя палаты (одного из двух сопредседателей Коллегии) и двух его заместителей. По совместному представлению председателей палат, членами Коллегии избирается ответственный секретарь Коллегии.
Председатели палат, их заместители и ответственный секретарь образуют постоянно действующий Президиум Коллегии, на который возлагается подготовка заседаний Коллегии, организация работы adhoc коллегий, рассматривающих конкретные жалобы.
Обращение в Коллегию (жалоба)
Правом обращения в Коллегию обладают физические и юридические лица.
Рассмотрение поданной в Коллегию жалобы проводится только после того, как заявитель подписал Соглашение о признании профессионально-этической юрисдикции Коллегии и только в случае, если конкретный состав ad hoc коллегии, рассматривающий жалобу, признал её относимой к компетенции Коллегии.
Соглашение о признании профессионально-этической юрисдикции Коллегии предлагается подписать также и лицу, в отношении которого подана жалоба.
Неотъемлемой частью Соглашения является моральное обязательство подписавшей его стороны не обращаться в суд или иные государственные органы для разрешения информационного спора, принятого к рассмотрению или уже рассмотренного Коллегией.
В случае необходимости Коллегия привлекает к подготовке заключений по рассматриваемым вопросам экспертное сообщество.
Рассмотрение дела
Нормой для Коллегии является рассмотрение информационных споров в присутствии сторон информационного спора или их представителей, в обстановке состязательности, открытости и равноправия сторон.
Уставом Коллегии допускается заочное рассмотрение конфликтной ситуации в отсутствии заинтересованных лиц.
За последние два года в практику Коллегии вошли заседания, частью которых является общение с коллегией заявителей и/или тех, на кого подана жалоба, дистанционно, по скайпу, а также проведение выездных заседаний в конкретных регионах. Выездные заседания в 2010-2011 годах были проведены в Ростове-на-Дону, Хабаровске, Казани, Твери.
Решение и последствия его принятия
Решение, принятое adhocколлегией в пределах компетенции Коллегии, обязательно для исполнения лицами, признавшими профессионально-этическую юрисдикцию Коллегии.
Решение Коллегии направляется всем участникам информационного спора, а также заинтересованным структурам гражданского общества.
В зависимости от характера рассмотренного конфликта решение ad hoc коллегии может быть направлено в органы государственной власти или местного самоуправления, общественным объединениям, иным юридическим лицам.
Деятельность коллегии: промежуточный итог
За семь лет существования российского органа саморегулирования- и сорегулирования в сфере массовой информации, ad hoc коллегиями было рассмотрено более семидесяти обращений в Коллегию. Заявителями выступали частные лица, общественные организации и политические партии, субъекты экономической деятельности, муниципальные образования, представители избирательных комиссий, советы судей. (Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 15 июня 2010 г. №16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» было специально разъяснено, что в случае возникновения спора, связанного с освещением деятельности судов в средствах массовой информации, «не исключается возможность обращения за его разрешением в Общественную коллегию по жалобам на прессу».)
Стороной, на которую жаловались обращавшиеся в Коллегию, выступали конкретные журналисты и редакции федеральных, региональных и местных печатных и электронных СМИ («Комсомольская правда», «Известия», «Российская газета», отдельные программы ОАО «НТВ», и т.д.), а также зарегистрированные в качестве СМИ интернет-издания.