г. Нижний Новгород,
ул. Костина, 2 офис 154
(правое крыло здания, 2-й этаж)

Телефон: 430-68-42.
E-mail: journ.nn@gmail.com

Людмила Сёмина: Ржев. Постижение. Рассказ о чуде

A A= A+ 23.08.2020

Союз журналистов России и лично Ида Яковлева, глава фонда поддержки ветеранов журналистики устроили необыкновенную экскурсию группы ветеранов в Ржев. Поскольку только что открытый мемориал советскому солдату обладает сильнейшей притягательностью, я лично не устояла и приняла приглашение, не убоявшись ни пандемии, ни того, что вставать в пять утра - и целый день на ногах, ни военной темы, которая всегда рвет сердце. Поездка оказалась ояегь яркой. Придется писать несколько рассказов. И первый - о чуде, с которым нас познакомил настоятель прихода Покровской старообрядческой общины, протоиерей Евгений Чунин.


Ржев - город старообрядческой веры, но до 1905 года она была под запретом и молельни располагались в жилых домах. А потом появился во Ржеве и старообрядческий Покровский храм (Покрова пресвятой богородицы). Освящен в 1910 году, перешагнул уже свое столетие. О.Евгений открыл в храме музей, собрал сохранившиеся из старых молелен древние иконы. Занимается историей и веры, и края, и войны. Открыл двери храма экскурсантам. Издает газету общины «Покровский вестник». Одним словом, подлинный просветитель: грамотный, умный, деятельный. Между прочим, питерский, закончил там институт на инженера-электроника. Но в какой-то момент осознал, что должен служить своей вере, в которой воспитан был семьей старообрядцев.
Так вот - о чуде. Храм Покровской общины все полтора года оккупации простоял под ливнем обстрелов и бомбежек советской армии (Ржев немцы держали не менее ожесточенно, чем пробивались в Сталинград и Курск, поскольку именно Ржев был ля них дорогой на Москву). Город бомбили свои и за четыре наступательных операции превратили его в руины. Но при этом в храм ни разу попадания не произошло.


Немцы угнали в Германию на принудительные работы большую часть оставшегося на начало оккупации жителей Ржева - 20 тысяч). Эвакуация их не проводилось, часть разъехалась по окрестным деревням, остальные прятались по подвалам и землянкам. В день освобождения 3 марта 1943 года ржевичан осталось 150 человек, немцы, уходя согнали их в Покровский храм, который заминировали для взрыва при отходе. Точно, как у Элема Климова в его фильме «Иди и смотри», о котором недавно писала. Наши разведчики,войдя в город, открыли храм ключом, оставленном почему-то в запертых дверях собора, и перерезали провода от фугасов, развешанных внутри между окнами, которые тоже почему-то отходящий отряд немецких минеров не стал взрывать. Протоиерей Евгений не сомневается в чудесной природе этих двух исключений.


Но мне, честно говоря, это не показалось слишком уж утешительным. Ведь 20 тысяч и 150 стариков, детей и инвалидов, чудом спасшихся в день отступления оккупантов, - ошеломительная цифра потерь. Один собеседник, услышав эту историю, сказал: что же, и среди простых немцев были нормальные люди. Конечно, были. Как и везде и всегда. Просто война - это технология истребления. Как оранжевые революции - технологии смены власти. А пушечное мясо при этом - простые люди. В битвах за Ржево-Вяземский выступ наши потери составили в общей сложности более 2 миллионов человек. Простых советских людей. Да почти миллион (точные цифры пока скрыты немецкой стороной) простых германцев. Вечная память этим загубленным душам!
В храме я сняла по разрешению настоятеля древние иконы из молелен старообрядческой общины. Света было мало, качество не ахти. Но как много и как разнообразно писали иконописцы богоматерь, как нарядно украшали изображение окладами. Кстати, храм этот ни на один день - и все полтора года оккупации - не закрывался, службы и моления шли каждый день, включая и последний день оккупации. Тоже ведь чудо...
 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER