г. Нижний Новгород,
ул. Костина, 2 офис 131
(правое крыло здания, 1-й этаж)

Телефон: 430-68-42.
E-mail: journ.nn@xmail.ru

Инфорум в Екатеринбурге. Тина Бережная: Как проверить факты и разоблачить фейки?

A A= A+ 28.04.2022

 

Информационные операции могут вестись не только в политике, но и в обычной жизни

Тина Бережная, советник генерального директора RT по информационным технологиям, академический руководитель магистратуры «Журналистика данных» НИУ ВШЭ провела мастер-класс на тему: «Фактчекинг. Информационные войны. Как проверить факты и разоблачить фейки?»

Эксперт рассказала участникам о том, что такое информационная операция, какие когнитивные процессы её обуславливают, какие маркеры информационных воздействий можно определить. Информационных операций значительно больше, чем "обычных" войн: они весдутся не только в политике, но и во множестве иных сфер - социальной, культурной и т.д.

«Когда мы говорим с вами про информационную войну, мы с вами имеем ввиду опасность когнитивную. Это значит, что угрожают не нам физически, как объекту, нам угрожают как той самой думающей составляющей, которая определяет какие-то ценностные установки, общественные отношения, социальный контракт. В принципе это атака на нашу картину мира», - сказала Бережная.

Одна из основных особенностей информационных войн – это невозможность определить начало такой операции и часто отличить поток ангажированной информации в общем медиаполе. Многие потребители медиаконтента получают информацию из разных источников, но при этом не задумываются о её верификации или даже о качестве источников.

Отдельное внимание было посвящено фейкам как одному из методов информационного воздействия, а также маркерам недостоверности такой информации. Среди задач по борьбе с распространением дезинформации Бережная отметила необходимость прозрачности действий журналистов, возможность верификации всех представленых ими фактов, необходимость перепроверки расследований и других журналистских материалов даже в медиа с хорошей репутацией, а не доверчивое цитирование других изданий.

«Было такое выражение в конце 19 века, такая очень злобная саркастическая шутка лондонских газетчиков: It must be true, it's in the papers - должно быть правдой, если об это пишут в газетах. Вот тот самый случай, когда большинство людей пролистывают даже не задумываясь. Давайте так не делать, пожалуйста. Давайте, как профессионалы к этому подходить и оценивать», - отметила Бережная.

«Инфорум» Союза журналистов России — обучающий интенсив федерального уровня, цель которого повысить медиакомпетенции региональных журналистов. «Инфорум» проходил более чем в 30 регионах России.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER