- Писать репортаж нужно так, чтобы читатель мог это пережить, нужно уметь запустить кино в сознании читателя, создать эффект присутствия. Это то, что обязательно в репортаже, - начал свое выступление Александр.
Первый прием называется «Тележка».
- Используем те существительные, которые можно положить в тележку. Микрофон можно? Бутылку воды можно? А революцию? А парадигму? Когда мы говорим теми существительными, которые кладут в тележку, читатель видит, - объяснил журналист.
Второй прием – максимальная конкретизация. Например, писать не «собака», а «спаниэль». Так у читателя возникает более четкая картина.
Третий прием: предикат (то, что воспринимают наши органы чувств), номинализация (преобразованная информация от органов чувств) и галлюцинация (чувства других людей).
- Писать нужно предикатом, кто и что делал, тогда картинка будет. Как только вы перейдете на номинализацию, картинка исчезнет. Когда мы говорим про чувства других людей, мы видим лишь их проявления. А как на самом деле, мы не знаем. Поэтому описывать нужно именно эти проявления, а не наши галлюцинации, - рассказал Александр Колесниченко.
Спикер также показал участникам Инфорума примеры текстов хорошего и плохого репортажа, разобрал достоинства и недостатки этих материалов.