г. Нижний Новгород,
ул. Костина, 2 офис 131
(правое крыло здания, 1-й этаж)

Телефон: 430-68-42.
E-mail: journ.nn@xmail.ru

ИНФОРУМ во Владимире: не доверяй, а перепроверяй. Участникам «Инфорума» рассказали о фактчекинге в СМИ

A A= A+ 12.05.2022

Как вышло, что все вдруг стали говорить о фейках и засилии ложной информации? Максим Корнев, доцент Института массмедиа РГГУ, доцент Департамента медиа НИУ ВШЭ, партнер компании MediaToolbox поделился с владимирскими журналистами алгоритмами работы с фейками.

 

Часто люди осуждают других только потому, что не обладают всей информацией. Люди склонны к упрощению и обобщению. Так и возникают фейки. Один сказал, другие повторили. А алгоритмы соцсетей втягивают в эту фейковую бездну ещё больше, подкидывая нам похожий контент.

 

Сопоставить факты, выявить правду и донести до потребителя - первоочередная задача журналиста. Используйте фактчекинг: принципы, подходы, техники проверки фактов и верификации информации. Это аналитическая работа и точного алгоритма здесь нет. Всё нарабатывается со временем и опытом. Важно помнить, что точность важнее сенсации.

 

«Мы можем усомниться в какой-то информации и запустить свою проверку. Выявить, где одна из сторон врёт и показать эту ложь, проверив первоисточники. Журналист должен поставлять качественную информацию и отвечать за неё», - уверен Максим. 

 

Какие у фейкмейкеров мотивы? Они могут быть разными: психологическими, материальными, идеологическими и профессиональными. У каждого своё побуждение для создания фейка. Журналист должен докопаться до самых основ и отделить мотивы от фактуры.

 

Что может стать признаком фейка?

кликбейт
мнение подаётся, как факты
категорично-оценочное суждение
неизвестные эксперты
несоответствующие иллюстрации

 

         Первое правило: как только где-то появляется яркая эмоция - это нужно перепроверить.

 

         «У фактчекинга есть три базовых принципа: не верь, вооружайся, спроси. Не ведитесь на эмоции и шумиху. Повышайте осведомлённость, контролируйте информационное пространство. Расширяйте связи - они помогут подтвердить или опровергнуть информацию», - рассказал Максим Корнев.

 

Почему это важно для медиа? Свою аудиторию нужно холить, лелеять и развивать. От доверия аудитории и этических принципов СМИ зависит успешность издания. А значит и доход.

 

«Инфорум» Союза журналистов России — обучающий интенсив федерального уровня, в рамках которого руководители и редакторы крупнейших российских СМИ и медиаплатформ проводят мастер-классы, разбирают кейсы своих проектов и дают профессиональные советы. Ключевая цель «Инфорума» - повышение медиакомпетенции региональных журналистов. Интенсив проходил более чем в 30 регионах России.

Галерея

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER