г. Нижний Новгород,
ул. Костина, 2 офис 131
(правое крыло здания, 1-й этаж)

Телефон: 430-68-42.
E-mail: journ.nn@xmail.ru

Вступает в силу приказ, обязывающий представителей СМИ носить отличительные знаки

A A= A+ 13.04.2021

Надевать ярко-зелёные жилеты и бейджи установленного образца журналисты должны на публичные мероприятия.

Согласно установленным нормам, к ним относятся собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Приказ Роскомнадзора об утверждении знаков отличия вступает в силу с 13 апреля. Однако, как выяснилось, выполнить его будет не так-то просто. Если бейджи редакции ещё могут напечатать, то где брать жилеты — непонятно. Журналист «Парламентской газеты» отправилась на поиски униформы.

Зелёные жилеты
Ещё месяц назад глава Союза журналистов России Владимир Соловьёв представил в Госдуме новые знаки отличия для журналистов. Однако, как выяснилось, дальше проекта с тех пор дело так и не пошло. Накануне вступления в силу приказа Роскомнадзора в самой журналистской организации жилеты в глаза не видели. И на вопрос «Парламентской газеты» где их взять, ответить не смогли.

«Я с удовольствием задам ваш вопрос представителям Роскомнадзора, с которыми я планирую встретиться в Пятигорске 13 апреля — ответил зампредседателя СЖР Алексей Вишневецкий. — Потому что я сам задался аналогичными вопросами неделю назад, и ответа на них у меня пока нет: где купить жилеты, кто должен это сделать, на какие средства?»

Если крупные федеральные издания ещё могут позволить себе купить жилеты для своих сотрудников, чтобы те не нарушали установленные нормы, то как быть сельским газетам и журналам, у которых на это просто нет денег, недоумевает Вишневецкий: «Получается: нет денег — не ходи на митинги, такая логика? В связи с этим предлагаю вспомнить поручение Президента, который призвал обеспечить права журналистов при освещении массовых мероприятий. Обеспечить права, а не придумать новые обязанности, но пока это выглядит именно так».

Так что же делать журналисту, чтобы не нарушать закон? Есть вариант купить жилет в интернете. Ассортимент таких товаров, как выяснилось, велик, а цены колеблются от двухсот до тысячи рублей. Добавим сюда расходы на нанесение специальной надписи «ПРЕССА», как этого требует приказ Роскомнадзора, помножим, скажем, на пять — ведь журналист, как правило, не один идёт на митинг, а с фотографом или оператором, а порой и со звукорежиссером и ассистентом, и мы получим месячную зарплату сотрудника СМИ провинциальной редакции.

Другой вопрос: а будет ли такой самодельный жилет считаться знаком отличия «установленного образца»? Ведь может оказаться, что подобная самодеятельность ещё и влетит редакции в копеечку. «Логично было бы, например, раздавать жилеты прямо на массовых акциях, — предположил Алексей Вишневецкий. — Предположим, едет Росгвардия в автобусе на митинг, ну пусть у них будет в автобусе сто жилетов. Пришли журналисты, взяли жилеты, закончили работать — сдали».

И прямоугольные карточки
Отличительные знаки, с одной стороны, должны защитить журналистов, с другой — повысить их ответственность при работе на митингах и пикетах, напомнили в Госдуме. Так, еще в прошлом декабре прописали дополнительные требования к работе СМИ на массовых акциях. Например, они разграничили журналиста, выполняющего редакционное задание, и гражданина, участвующего в акции.

Тогда же в России снова заговорили о введении единых отличительных знаков для прессы, а также санкциях за незаконное использование таких атрибутов. Например, в Интернете можно купить удостоверение журналиста, отметили ранее в Госдуме.

«Поправки, ужесточающие ответственность за подделку удостоверений, в том числе журналиста, уже предложены в КоАП. Они могут быть приняты после того, как будут утверждены образцы новых удостоверений для представителей СМИ», — рассказал тогда председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн. 

Согласно приказу Роскомнадзора, бейджи для журналистов будут представлять собой карточки размером не менее 95х144 мм, изготовленные из бумаги полностью 200 граммов на квадратный метр. Это ещё не картон, но почти: для сравнения, плотность обычной писчей бумаги — 80. Бейдж так же, как и жилет, должен содержать надпись «ПРЕССА», а ещё данные журналиста (фотография, ФИО, должность, редакция СМИ) и заверен главным редактором.

Хотя все эти знаки отличия для журналистов с сегодняшнего дня стали обязательными, работу над ними продолжат. Например, бейджи планируют защитить от подделки нанесением кодов регионов, откуда приехал корреспондент, или использованием QR-кодов — по аналогии с паспортом болельщика на Чемпионате мира по футболу 2018 года. 

«Сейчас мы анализируем и рассматриваем разные варианты, — рассказал «Парламентской газете» Хинштейн. — В любом случае появление отличительного знака журналиста — это уже шаг вперёд. Над расширением мер защиты журналистов мы продолжим работу».

Опыт был
Кстати, жилеты для журналистов уже вводили в Петербурге. Более того, они если не обязательны, то желательны на массовых мероприятиях и сейчас. Они появились в 2007 году после того, как фотокорреспонденту Евгению Асмолову, снимавшему массовое шествие на Невском проспекте, омоновец разбил голову дубинкой.

В отличие от нынешних ярко-зелёных жилетов, питерские были совсем неброские — серебристого цвета с красным гербом Петербурга на груди. Их бесспорным достоинством было наличие карманов, куда можно было положить и блокнот, и диктофон, и удостоверение журналиста. А недостатком — в них летом было жарковато.

Каждая зарегистрированная редакция бесплатно получила по несколько таких жилетов — тем больше, чем крупнее издание. Например, федеральным газетам выдали по пять штук. Все жилеты были пронумерованы, и за каждой редакцией закрепили свои номера, так что полицейским было легко понять, какое СМИ представляет корреспондент или оператор.

 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER